Как правильно общаться с младшим школьником. Советы психолога

Obratite_vnimanie.jpgЕсли на детей кричат, их мысли обесцениваются, взрослые не дослушивают детей до конца, это порождает заниженную самооценку, страх высказать собственные мысли сначала маме с папой, потом учителям, потом начальству, а иногда и друзьям.

 

Как формировать умение высказывать свои мысли и принимать чужие

Важная задача ребенка младшего школьного возраста – научиться формировать и высказывать свое мнение, а также понимать и принимать точку зрения других людей. На первый взгляд, задача простая и понятная. Но вспомним, как чаще всего родители обращаются со своими детьми. К сожалению, в большинстве семей этот процесс сводится к выдаче указаний и контролю их выполнения: «Ты оделась? А колготки? Мы же опаздываем в школу! Ты ела?». 

Иногда родители задают вопросы, на которые ребенок может дать развернутый ответ, например: «Что было в школе?», «Как тебе мультик?», «Почему ты подружился именно с этим мальчиком?». Но если ребенок слишком долго, на взгляд взрослых, думает или же отвечает неправильно – они тут же его перебивают и начинают говорить сами. Потом звучит риторический вопрос: «Ты понял (а)?». Ребенок, конечно же, кивает головой. Но если спросить, что именно он понял, окажется, что его восприятие отключилось где-то на 20-й секунде родительского монолога. Чтобы развивать в ребенке умение высказывать свои мысли и слушать или принимать мнение других людей, да и просто быть в курсе того, чем живет сын или дочка, родителям нужно придерживаться рекомендаций. Во-первых, раз в неделю разговаривайте с ребенком по душам.

Во-вторых, выделите время для общения, которое комфортно обеим сторонам, – пока стоите в пробке или идете куда-либо, когда готовите вместе ужин, вечером перед сном. Если детей несколько, желательно хотя бы иногда выделять время для разговора с каждым отдельно.

В-третьих, применяйте навыки эффективного общения:

  • задавайте открытые вопросы – такие, на которые нельзя ответить «да» или «нет». Например: «Какие уроки тебе нравятся больше всего?», «Как ты думаешь, как лучше всего провести выходные?»;
  • старайтесь не перебивать, разве что в случаях, когда надо подтвердить, что мысли ребенка правильно поняты, и показать, что его действительно слушали. Например: «То есть Маша с тобой не спорит, в отличие от Кати?», «Ты хотел сказать, что космические путешествия пока возможны только в кино?».

В-четвертых, в своей ответной реплике обязательно подчеркните, что мысль, высказанная ребенком, интересна, даже если вы с ней не согласны. Потом приведите собственное мнение, желательно подкрепленное аргументами и занимающее по времени не более 2–4 мин. После чего уточните, понял ли ребенок то, что ему сказали. Иногда, взрослые используют много непонятных детям слов.

Педагоги могут любую совместную деятельность с детьми превратить в дискуссионный клуб. Например, рисуют белку и спрашивают: «А как вы думаете, почему она летом рыжая, а зимой серая?». И если все начинают говорить одновременно, педагог вводит правила, которые поддерживает сам.

Принципы проведения такой дискуссии просты, родители могут тоже их придерживаться. В подобных дискуссиях дети учатся правилам общения: принимать иную точку зрения, не перебивать других, внимательно выслушивать и только после этого высказываться.

Они начинают ощущать, что их мысли действительно интересны взрослым. Это закладывает основу адекватной самооценки и веры в себя, дает возможность и в дальнейшем смело думать и предлагать свои идеи.

Как родителям критиковать ребенка

Другая задача – формировать у детей младшего школьного возраста конструктивное отношение к неудачам. И детям, и взрослым нужно принять тот факт, что ошибки неизбежны, и ребенку не всегда удается быть аккуратным. Рассмотрим правильный способ его критики.

Часто родители сразу замечают, что сделано не так, и в лучшем случае спокойно говорят, в худшем – кричат и вырывают листы из тетради. Если такая тактика применяется регулярно, то ребенок перестает чувствовать себя любимым, а также теряет веру в свою успешность.

У него складывается ощущение, что он ничего не умеет и всегда все делает не так. Чтобы критика оказалась конструктивной, необходимо следовать правилам.

Правило 1

Обязательно начните с того, что получилось. Желательно даже, чтобы ребенок сам внимательно осмотрел, например, свой ряд разных крючочков и нашел те, которые больше похожи на образец. Если он говорит, что все прекрасно или, наоборот, что все не так, – нужно спокойно показать, что получилось хорошо, и объяснить почему. Весь процесс обучения похож на подъем по лестнице многоэтажного дома. Когда ребенка учат обращать внимание прежде всего на то, с чем он справился, – у него появляется повод гордиться собой. Тогда у него под ногами будет не пропасть вечного неуспеха, а приличное количество пройденных ступеней. Конечно, чтобы попасть на верхние этажи, нужно еще потрудиться, но если участок пути преодолен – значит, ребенок способен на этот подъем.

Правило 2

Найдите то, что вышло «так себе», или то, над чем еще стоит поработать. Спокойно скажите об этом ребенку.

Правило 3

Определите план действий. Например: написать еще строчку крючков, или выписать важный элемент, который хуже всего получается, или отдохнуть полчаса и сделать потом. Это можно решить, глядя на состояние ребенка, определив степень его усталости, включенности в работу.

oZgfBkUJZzY